Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Анализ стихотворения «Кораблик» Барто
Задорная лирическая миниатюра «Кораблик» Агнии Львовны Барто входит в хрестоматийный сборник поэтессы «Игрушки».
Стихотворение датируется 1936 годом. Поэтессе исполнилось 30 лет, она регулярно публикуется, уже рассталась с первым мужем, который одно время был и ее соавтором. С энергетиком А. Щегляевым, своим вторым и последним мужем, она познакомилась на новогоднем вечере у родственников. Впереди ее ждет успех книги «Игрушки», активная общественная и литературная жизнь. В жанровом отношении – зарисовка, поэтический рассказ от имени маленького героя, по размеру – двустопный амфибрахий с перекрестной и холостой рифмовкой, деления на строфы нет (что создает дополнительный объем короткому стихотворению). Стихи цикла предназначены для самых маленьких, с четким ритмом, динамичные, рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик ребенка. В них нет нарочитого дидактического момента, поучения, царит атмосфера сотворчества. Дети получают наглядные уроки товарищества, учатся различать, что такое хорошо и что такое плохо. Запоминаются эти строчки легко и на всю жизнь. Стихотворение графично, требует яркого иллюстративного ряда (собственно, недаром и сама книга была переиздана в виде ширмы). Саму тему игрушек в поэзии для детей нельзя назвать новой, однако до А. Барто она не разрабатывалась столь целенаправленно. «Матросская шапка»: в те годы все еще популярен матросский костюм, вошедший в детскую моду еще в начале XX века. «Веревка в руке»: классическое детство на улице, с самодельной игрушкой. «По быстрой реке»: безусловно, гипербола. Скорее всего, это была канава или лужа. Инверсия «скачут лягушки»: эти персонажи также явно воображаемые, но представить их в волнах рядом с кораблем совсем и нетрудно. «По пятам»: типичный фразеологический оборот. Просьба лягушек никого не удивляет. Еще бы, кто откажется прокатиться на таком впечатляющем и быстроходном судне. Увлеченный игрой, ребенок вырастает до статуса капитана всамделишного корабля. Многосоюзие, единственное энергичное восклицание в финале. Уменьшительный суффикс в названии стиха придает ему особую теплоту, трогательность. Прямая речь с подобострастным обращением «капитан». Интонация оптимистичная, лексика разговорная.
Стихотворение «Кораблик» А. Барто заряжено жизнеутверждающим настроением, повествует о радости созидания через игру.