Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.
То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над темной, уснувшей землей.
И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывет…
Там кто-то манит за собою —
Да крыльев лететь не дает!..
Анализ стихотворения «Воздушный город» Фета
Произведение «Воздушный город» Афанасия Афанасьевича Фета – своеобразное лирическое кредо начинающего поэта.
Стихотворение создано в 1846 году. Молодой поэт произведен в корнеты, печатается в уважаемых литературных изданиях, получает доброжелательные отзывы критиков. С помощью друга А. Григорьева он смог выпустить в свет и дебютную книгу. Жанр – элегия, фантазия, размер – амфибрахий, рифмовка и холостая, и перекрестная. Встречаются как открытые, так и закрытые рифмы. Стихотворение состоит из 3 четверостиший. Лирический герой – сам поэт. Лексика возвышенная, интонация задумчивая, чуть грустная. В первой и второй строфе автор описывает свой дивный белый город. На ум приходит сравнение с какими-нибудь легендарными странами счастья, Эльдорадо, Атлантидой и более привычным для русского уха Лукоморьем. Однако сходство это мнимое, поскольку город А. Фета не на земле, а в небе. Тогда возникают ассоциации с библейским Небесным Иерусалимом, однако надо отметить, что поэт вовсе не дерзает на такое сравнение. Хотя в своем воображении он и делает его ослепительно белоснежным, с рядом золотых куполов (совсем как в земной России, кстати). Все же это город-мечта, приют странствующих по земле поэтов, их путеводная звезда, источник вдохновения. Его очертания он, как ребенок, разглядел в причудливом «хоре облаков». Интересная метафора, в которой он наделяет облака нетипичной для них музыкальностью. Видятся ему и стены, и кровли (перечислительная градация). «Будто бы» — одно из ключевых выражений произведения. Поэт не смеет утверждать, что видение материально, достижимо. «Мой» — местоимение, подчеркивающее личное трепетное отношение поэта. Во второй строфе – композиционный стык и амплификация (знакомый, родной). «Высоко»: непривычная для современного читателя постановка ударения на второй слог. «Розовом небе»: то ли рассвет, то ли закат. Земля еще (или уже?) спит. И она «темна». То есть, глуха ко всему чудесному. А. Фет с восторгом и тоской следит за неумолимо удаляющимся видением. «Тихонько плывет»: словно покачивается на волнах, как корабль. «На север» — достаточно распространенное понятие в устном народном творчестве, особенно в былинах. Семантика его связана с холодом, мощью гор. «Кто-то манит»: помимо опять-таки нетипичного ударения в слове, обращает на себя внимание нерешительность поэта в определении этого «кто-то». Образ остается абстрактным и таинственным. «Крыльев не дает!»: в этом восклицании и тень обиды, и покорность обстоятельствам, и надежда.
«Воздушный город» А. Фета – ода и благодарность миру мечты, украшающему жизнь всякого поэта.