Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за летом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.
Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
Не раз долитой самовар.
Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
Овса золотые злачки;
На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;
И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;
Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;
И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!
Анализ стихотворения «Деревня» Фета
В произведении «Деревня» Афанасий Афанасьевич Фет открывает перед читателем картину умиротворения и простоты обыденной деревенской жизни.
Стихотворение написано в 1842 году. Его автору в эту пору исполнилось 22 года, он студент университета, уже понемногу публикуется, даже выпустил дебютный сборник, живет он при этом в доме своего задушевного друга А. Григорьева. Здесь он заводит необходимые ему литературные знакомства. По жанру – элегия, бытовая зарисовка, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 7 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Лирический герой – сам автор в образе навещающего в деревне родню студента. Уже приют печальный «ваш», а не его. Начинает герой с глагола «люблю», но это пылкое признание адресовано не девушке, а родному дому и всему, что в нем, и что вокруг. Весь мирный, иногда кажущийся сонным, пейзаж деревни. «Благовест дальний»: храм расположен довольно далеко. Сам этот звон обычно призывает прихожан на службу. Трижды молодой поэт твердит «люблю», прежде чем появляется застенчивая внучка, жадно внимающая диковинным сказкам такого умного и достойного молодого человека, как автор. Собственно, единственное восклицание в стихотворении тоже связано только с этой юной любительницей сказок. Поэт не ленится запечатлевать и перечислять мелкие подробности повседневной жизни каждого, в сущности, человека. Родственные связи, природа, семейные традиции, присутствие домашних животных, простые бесхитростные речи – о погоде, про урожай, событиях в пределах деревни. Лексический повтор первых трех четверостиший – это еще и анафора, и инверсия. Юноша сам будто становится проще в этом кругу. Уже не надо рисоваться, гнаться за модными тенденциями, показывать себя в выгодном свете. Он почти возвращается в детство: пьет чай с блюдечка, расспрашивает про овес в тарелках, играет с кошкой и смешит внучку с «любопытными глазками». Уменьшительные суффиксы здесь подчеркивают, насколько отрадна и гармонична для героя окружающая действительность: пташек, ручки, глазки, бледненькой. Он не строит из себя опытного соблазнителя, хотя и рад вниманию девушки к своим затейливым фантазиям. Он скорей любуется ею, такой органичной здесь. «Живую награду»: восторг этих глаз – дороже любых профессиональных похвал. Эпитеты: проворным клубком, золотые злачки, красивый девичий наряд.
Стихотворение «Деревня» А. Фета переливается неяркими, но подлинными красками, проникнуто мелодией нехитрых человеческих радостей.